Hosted by uCoz
Последний исход - вопрос времени?  


     Проблемы настоящего времени изложены в письме кварельских дагестанцев. Хотелось бы отметить другое: кварельцы пишут, что они поселились в Грузии лишь в ХIХ веке. Понятно стремление кварельцев показать себя дагестанцами, когда они хотят переселиться в Дагестан. Это официальная история Тбилиси, которая на протяжении 70 лет вдалбливалась в головы дагестанцев. "Вы гости, - говорили в Тбилиси, - и должны вести себя соответствующим образом!" Но реальная история этого края складывалась совсем иначе, чем это описывается в грузинских учебниках истории.

Армянский след



     Сами грузинские историки, в том числе такие видные академики как Георгий Меликишвили и Иван Джавахишвили, признают, что восточная часть современной Грузии с древнейших времён была населена народами нахско-дагестанской группы. Хотя в последнее время в своих трудах историки из числа закавказских аварцев, в том числе и работающие в Баку, вполне резонно настаивают на термине "мааруло-нахская группа", поскольку термин "Дагестан" является чуждым коренному населению Восточного Кавказа.
Данные грузинских академиков подтверждают древние грузинские и другие хроники. К примеру, в V веке там упоминаются цунтинцы (дидойцы) и другие "горские", т. е. аварские племена: "Дидойцы и другие горские народы Кавказа, живущие по ту сторону Алазани (т. е. на левом берегу), по Блаженного Авива проповедию и чудесам отстали от огнеслужения и вошли снова в недра церкви Христовой". (ЦГИА Грузинской ССР. Фонд Жордания, д. 16, с. 1-2) На рубеже I и II тысячелетий арабские историки со слов секретаря Тифлисского эмира пишут, что большая часть Аррана (арабское название Эрети) принадлежит царю Сарира, аварского государства с центром на хунзахском плато. Здесь было распространено христианство армянского направления, в связи с чем грузинские историки пишут, что в Эрети всё население до 952 года были еретиками. Тогда понятно, почему крест в аварском языке называется армянским термином "хъанч", а не грузинским "джвари".
Построенные здесь церкви тоже армянского типа. Самый яркий пример - Лекитский храм в Закатальском районе. Его аналоги есть в Ереване (известная церковь "Звартноц"), в Таике и Ишхане, построенные католикосом Армении Нерсесом. Таким образом, после раскола церквей Грузии и Армении (607-609 гг.) и до 952 года закавказские аварцы-христиане придерживались армянского направления.
Династия владетелей Эрети тоже армянская, из рода Багратуни. Один из лучших кавказоведов всех времён, академик Николай Яковлевич Марр писал: "В Эрети, в колонизации края грузинам предшествовали армяне, так что в грузин обращались собственно обармянившиеся албанцы". (Аркаун - монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. ВВ. Т. ХII. М., 1906 г., стр. 7.) А албанцами, ясное дело, - и таково мнение самого Марра, - в восточной Грузии могли быть только аварцы.
Но процессы ассимиляции зашли так далеко только в Камбечани, которая находится по правую сторону от Алазани; на другую сторону эти процессы тогда ещё не перекинулись. В состав Грузии этот край вошёл на постоянной и исторически доказанной основе лишь во время пика её могущества и во время начала распада Сарира, в начале ХII века. Произошло это в 1104 году, после битвы в Эрцухи.
В 1117 году владения царя Давида Строителя простёрлись уже до Шеки. Его успех в значительной степени объяснялся внутренними раздорами внутри Эрети. Ему помогли феодальные дома Эрети Арешидзе (Гьаршиязул) и Григолисдзе (Горгиязул). Средневековая грузинская хроника "Картлис Цховреба" указывает, что в борьбе за Ширван Давида поддерживало местное население Эрети - "леки". (КЦ, I, стр. 345) В том же ХII веке была учреждена Гишская епархия Грузинской церкви, и началась долгая грузинизация местного населения.

Первые грузины



     Сами этнические грузины, по утверждению грузинских историков, впервые появились на левобережье Алазани в начале Х века нашей эры, в селе Гавази Кварельского района. (Д. Л. Мусхелишвили. Из исторической географии Восточной Грузии. Тбилиси, 1982 г., стр. 23-24) Даже если поверить Мусхелишвили, сам факт переселения в Х веке, если он на самом деле имел место, был единичен и никакого значения в изменении этнического состава этого региона не имел. Но постепенно приток грузин усиливался, и их становилось всё больше.
Одной из главных причин ассимиляции аварцев грузинами в этом регионе было то, что языком церковного богослужения был грузинский. Несмотря на всё это, до начала ХVII века, когда в ходе нашествия персов вся Эрети (у аварцев ЦIор) была опустошена, в значительной степени "огрузиненные" аварцы являлись большинством в этом регионе. В результате геноцида населения современной Кахети, от которого пострадали и аварцы и грузины, погибло 70 тысяч человек. Остальные были выселены в Иран. Масштабы разрушений и опустения земель были ужасающи - цветущий край был превращён в руины.
Русское посольство Мышецкого и Ключарёва, посланное в Кахети, обнаружило на месте цветущих сёл и городов разбросанные в лесах отдельные дворы крестьян и разрушенные поселения: "Деревня Король (Кварели) - 6 дворов, вся врознь в лесу, деревня Гаваза - 10 дворов, вся врознь в лесу". На опустевшие земли переселялись западные грузины, которые изменяли всю этническую ситуацию в этом регионе. К примеру, в село Субуда заселились грузины из нижней Рачи (верховья реки Риони, севернее г. Кутаиси). Особенно усилилась миграция грузин из Картли и Имерети. После того разорения левобережье Алазани всё ещё было малонаселено, что и привлекало новых переселенцев. В результате к середине ХVIII-го века на левобережье Алазани образовалось 9 сёл, населённых уже "огрузиненными" аварцами и западными грузинами.
Эти селения платили аварцам подати, которые, на наш взгляд, безусловно, носили характер арендной платы за пользование землёй, а не выплаты жалованья наёмникам, как это хотел представить грузинский царь Ираклий. "Деревни Сабуй, Шильда, Алмати и ещё 2 селения (Греми и Энисели. - Прим. ред.) платили капучинцам.., а деревни Кварели, Гавази, Чикани и Кочетани платили подати анцухцам". (Норденстам И. И. Описание Анкратля. 1832 г. // ИГЭД, XVIII-XIX вв. М., 1958 г., с. 323).
В левобережной Эрети, кроме указанных 9 сёл, грузинских поселений больше не было. В то же время здесь располагалось множество аварских селений. Так, выше села Гавази при речке Халак-ор (Шорт-хеви) располагалось село "Сипиан из 80 дымов и 4 мельниц". Далее "Тебелджохи" - 50 дворов, Ареши - 31 дом, "Тиви" (Гургин росо), "Сипиани" - 280 домов, "Бежаньяны", "Картубан" и т. д. (ЦГИА Груз. ССР. Ф. 231, д. 208, л. 49) По некоторым данным, на территории Грузии во второй половине ХVIII-го века, согласно документам, проживало 4 тыс. только цунтинских семейств. (А. Цанарели. Новые архивные материалы для истории Грузии ХVIII столетия//Журнал министерства народного просвещения. С.-Пб., 1883 г., ч. 22., стр. 129).

Экспроприация и колонизация


     Особый размах приобрела колонизация аварских земель в долине Алазани во времена расцвета Российской империи в ХIХ-м веке. Отобрав у закатальских и горных аварцев восточную часть Кварельского и весь Лагодехский район, царская администрация, представленная грузинскими князьями, начала заселять на эти земли западных грузин, осетин и отставных русских солдат как более "благонадёжный элемент". Вот как свидетельствовали тогда жаловавшиеся российской администрации аварцы: "Земли, которые хотели отнять от нас, с давних времён находились и находятся в нашем пользовании.
Ещё до покорения Дагестана, при грузинских царях, мы имели на них селения". (ЦГИА Груз. ССР, ф. 231, д. 250, л. 13) Были также отобраны исконные земли горных аварских обществ, использовавшиеся ими в качестве зимних пастбищ: у Капучи - "местность выше кордонной линии от Аванис-хеви до реки Картубань"; у Лъебела - "от Картубань до Мацимис-хеви", у Анцуха - "от Аванис-хеви до Леляшского поста и несколько десятин земли на левом берегу Аванис-хеви близ самого села Старый Гавази до Чапарского поста". К началу ХХ-го века в результате проведения политики изгнания горского "неблагонадёжного элемента" с этих земель там осталось только 4 аварских селения: Сипиани (137 чел.), Тиви (236), Тебелджохи (239) и Ареши (400). (Кавказский Календарь на 1910 г.) То есть на территории Восточной Грузии, где на протяжении тысяч лет жили только аварцы, к началу ХХ-го века их осталось всего 901 человек! Остальные аварские сёла были "зачищены" от них, и туда были переселены колонисты: к примеру, в Картубань - 275 имеретинцев (западных грузин), Сацхениси - 56 и ещё 2 селения рядом с ним, 687 русских, Лагодехи - 339 русских, Ахалсопели - 1769 грузин и т. д. Аварцы, жившие на этой территории, вытеснялись в Белоканский район и в горы. В Белоканском районе только в посёлке Кабахчоль живут около 13 тысяч аварцев "хьанал", которые жили в конце ХIХ - начале ХХ веков на этой территории. К 1944 году аварцы остались лишь в Тиви, Тебелджохи и долине Ареши, превращённой в резервацию для бежтинцев и гунзибцев. В 1944 г., с утра 4 августа и до 15 часов 5 августа шло выселение аварцев из своих сёл и переселение их в Чечню.
Всего было переселено 633 хозяйства, 2035 человек, т. е. все до единого кварельские аварцы. Исключение составили лишь те, которые бежали в центральную Грузию и горный Дагестан. В 1957 г. аварцы были поселены на болотистые пустыри, которые 15-20 лет им пришлось осушать и облагораживать.

Село Ареши было закрыто для аварцев, там были поселены грузины, а сам населённый пункт переименован в Мтисдзири, как сейчас и называется. Согласно переписи 2002 года, в 3 последних оставшихся аварских сёлах Грузии - Тиви, Сарусо и Чантлискуре - живёт 2221 аварец. И они хотят переселиться в Дагестан. Этим и будет положен конец многовековому вытеснению "леков" из Грузии.


Марко ШАХБАНОВ

Источник: газета "Черновик"


На главную страницу
Контакты



_______________________________________

Специальный проект АЦ "Митк"
© - 2006 г.
 e-mail