Hosted by uCoz
Франги: историко-этнографическое исследование

Заключение

 



     На основании приведенного рассмотрения исторических условий, складывавшихся вокруг пропаганды католицизма среди армянского населения еще с ХIII-го века; а также проведенного описания культуры этноконфессиональной группы армяно-католиков (франгов) имеет смысл сделать следующие предварительные выводы.

      1. Исторически, со средних веков, (ХIII-ХIV вв) складывалось так, что армяне переходили в лоно католической церкви целыми сельскими общинами. Причем, этот процесс носил необратимый характер; сразу же в новых местах основывались монастыри. Замечено также, что в одном из первоначальных районов распространения католичества среди армян - в Артазе (область к северо-востоку от озера Ван) проживало население, которое являлось продуктом смешения разных этнических слоев: армян и аланов.

      2. Среди франгов выделяются армяно-католики (униаты) и армяно-католики, находящиеся под юрисдикцией римского престола. И как явствует история г.Тифлиса между армяно-католиками и собственно католиками складывались порой далеко не радужные отношения. Хотя известно, что в г.Краснодаре находили возможным вести богослужение и на польском, и на армянском языках.

      3. Основные районы расселения франгов не образуют собой единый территориальный массив и находятся порой в значительном отдалении друг от друга. Только лишь с начала ХIХ века в результате миграции армян из Турции в Российскую империю Месхет-Джавахетия (современные Ахалцихский, Ахалкалакский и Богдановский районы республики Грузия) становится местом средоточения отдельных франгских общин. Опять же отличающихся друг от друга по диалекту армянского языка; месту прежнего проживания в Западной Армении; в некоторых чертах традиционной культуры.

      4. Видимо, слово "франг" было поначалу экзоэтнонимом и по началу обозначало в Турции принадлежность к христианской реигии вообще. Впоследствии оно было воспринято армяно-католиками и теперь уже его можно признать в качестве экзоэтнонима. Хотя некоторые группы франгов не стремятся назвать себя франгами и старательно открещиваются от такого самоназвания. В третьем случае люди осознают себя франгами, но не желают открыто признавать это. Кроме слова франг, армяне-григориане пользуются еще словом "поч-ктрац" (букв.: "безхвостые") для обозначения армяно-католиков.

      5. Нами выделено пять локальных групп франгов: Богдановского района района, Ахалкалакского района, Ахалцихского района, г.Тифлиса, г.Ардвина. В наибольшей степени самобытность традиционной культуры проявляется в среде франгов первых трех районов; за счет того, что здесь франги по большей части проживают однородными франгскими общинами и достаточно защищены от влияния представителей других этнических культур (к примеру, грузин).

      6. Вряд ли можно сказать, что франгов этих пяти районов можно объединить в некую культурную общность. Исключая случаи, когда франги переселяются из одного района в другой, но сохраняют прежние традиции и бытовые привычки (пример: франги Ахалкалака, переселившиеся из Ахалциха).

      7. Безусловно, в наши дни менее заметно проводится граница между армяно-католиками и армянами-григорианами в силу набирающих оборот консолидационных процессов в рамках общей армянской нации. Однако франгские общины Месхет-Джавахетии отличаются стойкой живучестью: они организуют жительство для католических священников и исправно посещают церковные богослужения. Потомки франгов, поселившись в городах Грузии и России все же хранят память о своей принадлежности к данной этноконфессиональной группы. Данная работа отнюдь не исчерпывает всей проблематики темы, не были рассмотрены персидские франги, польские франги. А по некоторым из районов расселения франгов (г.Тифлиса, г.Ардвина) нет или почти не существует этнографических данных.


Арарат Петросян

Источник www.mashtots.ru


На главную страницу
Контакты



_______________________________________
Специальный проект АЦ "Митк"
© - 2006 г.
 e-mail