ДЖАВАХК. ГОРОД-СЕЛА.  


     Наанг Гугарк – пограничная провинция (бдешхутюн), одна из самых крупных провинций Великой Армении. С севера она граничит с Грузией (по реке Куре), с северо-запада – с Годердзаканом, северным наместничеством (кусакалутюн) исторической Армении, который в 37 г. от Р. Х. при посредничестве Рима перешел к Иберии - Грузии, с северо-востока - гаваром Камбеджан исторической Армении, с юга – провинциями Тайк и Айрарат, с Востока – провинцией Утик.

В краю (ашхаре) Гугарк было 9 гаваров (более мелких административных образований), одним из которых и был Джавахк. Находится он в центре края, занимает площадь около 2800-3000 км . Древнейшее дошедшее до нас письменное свидетельство о нем относится к VIII в. до Р.Х. Джавахк упоминается в Хорхорской летописи царя Аргишти I, владетеля Араратского (Ванского) царства (известного также как Урарту). Аргишти среди воссоединенных с царством земель упоминает и край “Забаха”- нынешний Джавахк. Существует несколько различных этимологий топонима “Джавахк”. Так, Шопен выводит его из груз. “джав /ячмень/”, усматривая в названии “ячменный край”, где растет (по преимуществу) ячмень”. (См.: Е. Лалаян. Труды, т. 1, с. 35.).
В. Саркисян выводит его из арм. “тшапах”-просторный, привольный (край).” Я полагаю, что мы имеем здесь дело с этнонимом. Слово это сложное, состоит из двух корней: “джав” и “ахк”- Джав+ахк+к=Джавахк, “родина народа, племени джавов”. Второй компонент ахх- по-арм. означает “племя”. По Новому словарю айказянского /армянского/ языка слово это имеет также значение “народ”, Гр. Ачарян приводит в своем этимологическом словаре это же значение под N 5. Звук Х гортанное г/, будучи в слабой позиции, ассимилировался с Л /х/ и слово приобрело звучание ah /ах/. Последнее q(к) в слове – окончание мн. ч. в грабаре, имеет и значение “место, край, страна”, например, в слове Айк – Армения (край, страна армян) Вирк – страна грузин и т. п. После 387 г., когда персы впервые включили Джавахк в марзпанство Грузии, грузины переиначили топоним, заменив арм. –к на синонимичное груз. ет(и): “Джавахк” стал “Джавахети”.

Джавахк населен армянами с незапамятных времен. Население края, естественно , не было однородным, вместе с армянами здесь жили также и грузины, представители других народов, однако армяне всегда составляли большинство населения. В крае происходила и миграция населения, последнее крупное переселение имело место в 1830-х гг., когда сюда – в русское подданство – переселились армяне из Эрзрума (Арзрума, Карина) и других областей Турецкой Армении. До этого переселения в крае, по данным переписи, жили 1716 местных армянских семей и 639 магометанских (турки, курды и т. п.)., т.е. до переселения 1830г. армянское население по численности в 10 раз превосходило грузинское, и в 3 раза – магометанское.
Сейчас армяне составляют 95% населения края. Живут они более чем в 100 нас. пунктах. Из 86 нас. пунктов Великой Армении, указанных в составленной на основе “Географии” Птолемея “Третьей карте Азии”, 6 находятся в Гугарке, из них 2– в Джавахке. Это населенные пункты Sedala (Седала – Седаха - Сатха) и Sartan (Santa) (Сурта – Сунта - Сулда); имеющие не менее чем 2000-летнюю историю, они существуют в Джавахке практически на том же месте и поныне.

САТХА



     Название села указано на карте Птолемея как город Sedala. Слово это по- армянски звучало как Sedaxa. По мнению армянских лингвистов Х первоначально звучало как задненебное L . Во всех транскрипциях арм. Х соответствует L. языка-источника. За 2000 лет топоним Садаха, подвергаясь фонетическим изменениям, превратился в Сатху. Село упоминается и в средневековых источниках. Армянский историк XIII-XIV вв. Степанос Орбелян в своей “Истории”, описывая восстание князей Орбели в 1176-1177 гг., упоминает замок Сатахе (Сатха), где в то время находился грузинский царь Георгий III (Сатахе был в числе царских поместий Джавахка и непосредственно граничил с владениями Орбели). Штаб восставших находился в Агараке (Лори), сравнительно недалеко от Сатхи. Получив ночью сообщение о восстании, царь бежал из Сатхи в Тифлис….
Поселение Садаха – Сатаха – Сатха на протяжении веков было крупным торговым центром, так как лежало на перекрестке важных торговых и стратегических путей.
Замок Сатхи, сейчас в развалинах, занимает огромную территорию в 20 га (из них 10 – цитадель и 10 – крепость) на 7 холмах. Как считает Е. Лалаян, замок принадлежал князю Амбакуму, а село – некоему Сатху-аге, по имени которого и назывался…

В 1994 г. при восстановительных работах в сельской церкви св. Великого Нерсеса на камне, положенном в порог церкви была обнаружена надпись, пока не прочитанная. На двухметровом базальтовом намогильном камне, тем не менее, легко прочитывается год 1658.
Правда, надпись не содержит указания года строительства “крепости” (и не может, т. к. крепость циклопическая), но, тем не менее, имеет важное значение для истории села. Она свидетельствует о том, что на территории крепости армяне жили и в 17-ом в. Большая часть жителей села – потомки переселенцев из сел Секутлу, Джинис, Цахки Эрзрумского вилайета (Карина). Местные армяне были халкедонитами, прихожанами православной (грузинской) церкви. Со временем они, естественно, слились с переселенцами. Из их потомков сохранились Сарояны и Дедяны. Весной 1918 г., когда турецкие войска начали наступление на Закавказье, жители села, как и многие другие в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах, вооружились и почти месяц героически сопротивлялись туркам, не давая им пройти вглубь уезда. Ожесточенные бои 22-31 мая нанесли врагу большой урон. Понеся тяжелые потери в живой силе, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением ополченцев, турки отказались от своего намерения идти дальше на Тифлис.
В Сатхе родился и получил начальное образование в сельской школе, основанной в 1875 г., Степан Гиносян (1900-1965), генерал-лейтенант Советской Армии, один из военачальников Великой Отечественной, комкор, герой гражданской войны Д. Хаханян, член-корреспондент АН СССР Ц. Степанян, член-корреспондент НАН Армении историк А. Амбарян (1926-2004), д.м.н. врач-фтизиатр Э. Степанян (1928-1978).

СУЛДА



     Одно из старейших сел Джавахка, второе (наряду с Сатхой), указанное на карте Птолемея. Его современное географическое положение, как и с. Сатхи, соответствует координатам на птолемеевой карте.
Сулда находится в 25 км по прямой на юго-запад от с. Сатхи, в 20 км от Ахалкалака, на дороге Ахалкалак – Карзах. Претерпев за 2000 лет незначительные фонетические изменения, название (как и село) дошло до наших дней в форме Сулда. На вершине холма вблизи села сохранились развалины города-крепости. Его не следует путать, как часто делают, с находящимся на правом берегу р. Куры городом Цунда (Каджац тун).
Село Сулда упоминается и в средневековье. Оно упоминается в надписи 1215 г., оставленной одним из именитых и богатых граждан Ани эпохи Захарянов, благотворителем и строителем Тиграном Оненцем.
Согласно ей, Тигран Оненц “слуга”, подданный, Закарянов, построил монастырь св. Гр. Просветителя, коему (монастырю) подарил 3 села, 6 садов, дома, магазины и т. п. Среди перечисленных сел о Сулде написано: “… (7) два данга (1/16 от целого) от с. Сулда (Цунда), где стоит крест… “ (А. Манандян, Соч. Т. 2 (6), Ереван, 1985г., с. 200).
И в этом случае Цунду (Сулду) нельзя смешивать с Цундой – Каджац туном. Как видно из надписи, для их различения указывается на крест, стоящий возле села. Об этом кресте Е. Лалаян пишет следующее: “… на юго-восточной стороне его (села) тянется хребет Гек-даг, на юге поднимается Святая гора, на вершине которой поставлен большой каменный крест…”. Размеры этого креста, поставленного в 9-10 вв., 190x130x50 см (см.: С. Карапетян. Хачкары Джавахка. Ереван, 1995). В 1830 г. население села выросло за счет переселенцев из с. Тортум Эрзрумского вилайета. В Сулде родился писатель-деревенщик, педагог и общественный деятель О. Малхасян.


ПОКА



     Село расположено в Ниноцминдском (Богдановском) районе, на берегу оз. Парвана, на автодороге, ведущий в Тбилиси, в 28 км к северо-востоку от райцентра. Армянское население села приросло в 1829 – 1830 гг. за счет переселенцев из Ардагана, Эрзрума и Муша. В селе сохранились развалины циклопической крепости. Возле восточной стены крепости, в 4-х м. от нее, стоит хачкар. Это вишап (см.: Вестник Ереванского университета, 1989, N2), переделанный в крест. Циклопическая крепость и вишап свидетельствуют о том, что Пока, как и Гандза, Сатха и Сулда существуют с незапамятных времен. Сведения о Поке сохранились с IV в. Оно указано на Певтингеровой карте в качестве промежуточного пункта (станции) на дороге Арташат – Себастиополис в форме Pagas (Пагас). Сперва Томашек, а затем А. Манандян идентифицируют его с современной Покой. По свидетельству грузинских источников, в начале IV в. в бассейне оз. Парвана побывала св. Нунэ (село не названо, но, по всей вероятности, это была Пока); здесь она встретила местных рыбаков и овцеводов из Мцхеты и окрестностей, пригнавших овец на летние пастбища. Все они говорили по-армянски. Они приютили и накормили кападокийку, шедшую из Армении и показали ей дорогу в Мцхету, куда она направлялась проповедовать христианство. Стараниями св. девы в 337 г. при царице Мириан Грузия приняла христианство как государственнуя религию.
В начале XI в. рядом с с. Пока проходила северная граница византийского тэма (области) Великая Армения и Иверия. В 1047 г. военачальник Липарит, идя с войском на грузинского царя Баграта, находившегося в с. Кртила (Эхтила) Джавахка, по дороге осадил и с. Пока (груз. Покани)…

ГАНДЗА



     Гандза расположена на левом берегу р. Парваны, в 18 км северо-восточнее райцентра Ниноцминды (Богдановки). Это одно из густонаселенных сел Джавахка, с 4000 жителей, 2 средними школами. Как сообщает Словарь топонимов Армении и сопредельных стран, первая школа здесь открылась в 60-х гг. 19 века; Е. Лалаян указывает другую дату открытия казенной школы – 1881 г. В с. Гандза родился Терьян, писатель-деревенщик О. Джавахеци (брат В. Терьяна), литературовед К. Григорьян (племянник)…
Десятки гандзинцев приняли самое непосредственное участие в Арцахском общенародном движении. Семеро из них погибли в Карабахскую войну смертью храбрых и похоронены в родном селе.
Последний и самый большой приток жителей в село извне имел место в 1830-м г. из Эрзрума (в основном), а также из Карса, Ардагана и Салмаста. Переселенцы в Гандзе слились с местными армянами, часть из которых в свое время переселилась из Ани. В связи с этим литературовед С. Сукиасян в книге ”Ваан Терьян в родном Джавахке” пишет: “… Здесь (в Гандзе – А.С.) переселенцев встретили местные армяне, происходившие из Ани, которые называли переселенцев пришлецами”. Анийские переселенцы, в свою очередь, пополнили местное армянское население, очевидно, не позже 60-х гг. 14 в. (а возможно, и раньше), когда город Ани был окончательно разрушен татарскими завоевателями в начале 1360-х гг.
Все население села давно уже смешалось, все говорят на каринском западно-армянском диалекте. История Гандзы, как и многих других сел Джавахка, посчитывает не одно тысячелетие. Об этом свидетельствуют исторические памятники в окрестностях села. На правом берегу реки, в 300-400 м. от нее стоит памятник – вишап высотой около 5 м, шириной 127 см. Высечен он из кремнистого базальта, почему и попытка переделать его в хачкар окончилась неудачей (следы ее сохранились на тыльной стороне камня). Как полагает Н. Марр, памятники-вишапы относятся к 4-5 тысячелетиям до Р. Хр. Большой интерес представляют и многочисленные находки памятников Кура–Араксинской культуры, обнаруженные совместной американо-грузинской экспедицией в 1980-х гг. Известно, что эта культура была характерной для Армянского нагорья в III тысячелетии до Р. Хр.
Письменные сведения о Гандзе мы встречаем в летописном своде – сборнике “Картлис Цховреба”(Жизнь Картли - Грузии), в ценном источнике “Книга Картли”, в связи со вторжением войск византийского императора Константина VIII-го в 1028 г. в пределы абхазо-грузинского царства. Здесь мы читаем следующее: “Паркиманулус императора Константина с великим войском пришел в Трехк, в окрестности крепости Клдекари. В то время крепостью владел сын эристава эриставов Липарита, тоже Липарит. Собрал (Липарит) и других азнауров, стали лагерем в Гандзе (груз. Гандзаке) и сошлись в битве под стенами крепости. Паркиманулус же, видя, что не может ничем навредить, вернулся/обратно/ “.
В это период граница Армении Багратидов проходила недалеко от села. А.С.Еремян на карте “Армения и сопредельные страны в 855-955 гг.” включает Гандзу в пределы Армении. К числу интересных событий следует отнести экзекуцию, проведенную летом 1908 г. в с.с. Гандзе, Сатхе, Малом и Большом Арагяле. Как писала газета “Мшак”, в конце июня группой из 5 гнчакянов под руководством Машади Акопа, в окрестностях этих армянских сел гости – три бека из Борчалу.По приказанию уездного начальника в этих селах в качестве наказания расквартировали 200 казаков. Наказания (экзекуция) со всеми тяжелыми материальными и моральными последствиями длилось 3 недели. Экзекуции был положен конец стараниями Ваана Терьяна (сбывшего в то время в селе) и особенно его брата – правоведа Арама Тер-Григоряна. Они добились того, что тифлисский губернатор Лозино Лозинский лични приехал в Гандзу и с 16 по 18 августа гостил в доме о. Сукиаса (отец Б. Терьяна). Ему был оказан соответствующий рангу прием. Губернатор, вникшив во все подробности происшедшего, дал распоряжения прекратить экзекуцию.
Еще один интересный факт: 1 мая 1918 г. в Гандзе состоялись мирные переговоры между христианами и магаметанами Тифлисской губернии, организованные правительством Закавказского сейма.

АЦКУР
ASCURA



     Название этого города-крепости на протежении веков подвергалось фонетическим изменениям; оно произносилось как Ацкор, Азкор, Аскурет, Сакурет, Ацхуеви и др. Он расположен в 22 км к северо-востоку от г. Ахалциха, справа по дороге Ахалцихе-Боржоми. Основание города крепости, вероятно, следует отнести к I тысячелетию до Р. Хр. (может быть, периоду Араратского (Банского) царства), на правом берегу р. Куры, на высоте 900 м над уровнем моря.
На карте Клавдия Птоломея (Asia tabula tertia) название города указано в форме Askura – один из 86 указанных пунктов Великой Армении и один из 6 – Гугарка (Гогарены). И. М. Хачатрян и С. Еремян пасполагают Ацкуру на месте хынешнего Ацкура.
Это был один из важных оборонительных пынктов на северо-западных склонах Триалетского хребета; недалеко от него, примерни в 10 км к северо-востоку, по правому берега р. Куры, рядом с существующим до сих пор селом Дурнпроходила северо-западная граница Великой Армении, отделяющая ее от Вирк-Картли (Грузии). Название села Дурн (в арм. “двери, ворота”) сейчас звучит по-грузински как Двери. Н. Бердзенишвили также пологает, что оно происходит от арм. Дурн.
Название это широко распространено вдоль границ исторической Армении, так обычно назывались проходы, перевалы на ее границах, ведущие внутрь страны. Пограничная с Грузией другое село с таким же названием было недалеко от Тифлиса (ёбхйЭ очХ»³у – Тифлисский проход, ворота), и, по всей вероятности, располагалось на месте современных армянских сел Большой Дурнук… На левом берегу Куры, у подножия Мосхского хребта (Хадо) напротив Ацкура стояла пограничная крепость Демоти (затем – село Димоти), получившая свое название от арм. Димац (Dimatz), как Двири из Дурн… Интересные сведения о постройке этой крепости сообщает грузинский историк XI в. Леонтий Мравели. Строительство крепости он приписывает спарапету (главнокомандующему) армянского царя Арташеса II Смбату, под командованием которого армянские войска в II в. до Р. Хр. Воссоединили наместничество Годердзакан с Арменией. По этому поводу Л. Мравли пишет: “Он (Смбат – А.С.) построил одну крепость в Одзрхе, называемой также Самьхе, в местности, называемой Демот, примыкающей к горе Хадо, оставил в ней войска для помощи жителям Цуиды, поскольку (сам) ушел дальше, воевать с одзрхетцами”.
Северо-западная граница Великой Армении проходила по Мосхскими (Хадо) горам, рядом с этой крепостью Демот, включая северное наместничество Великой Армении – Годедзакан. Самцхе – Самесхето – (страну месхов) и Аджарию. В составе Армении Годердзакан упоминается с VIII в. до Р. Хр. В Хорхорской надписи Аргишти I . В ней говорится , что царь Араратского (Ванского) армянского царства воссоединил с остальной страной северной земли, населенными армянскими племенами “этиунов” до северо-восточной оконечности Мосхского хребта, где находится Страна Сурам и одноименный хребет. Наместничество с VI в. до Р. Хр. До конца III в. оставалось в состсве Армянского царства Ервандидов. В начале II в. до Р.Хр. после недолгого перерыва армянский царь Арташес I вновь воссоеденяет его с Арменией , в составе которой оно остается до заключения римско-партевского договора 37г. от Р. Хр., по которому все наместничество Годердзакан и гавар Тор Гугарка были взяты у Великой Армении и не включено в состав Грузии вместе с ascura – Ацкуром, одним из шести населенных пунктов Гугарка (Gogarene) показанном еще на карте Птоломея. (Очевидно, что Тор – огрузиненная форма арм. чбс (пор) – ущелье, подножье. Аналогичный случай встречается у грузинского историка IX в. Арсена Сафарийца: армянский топоним Дзоропор (конец ущелья) приводится в грузинской передаче в форме дзоротор. Есть и другие примеры).
Топоним Ацкур несомненно армянского происхождения. Как мы пологаем, это сложное слово, состроящее из корней Ац и Кур. Последний название реки Куеы, ац же–м корень арм. - принести, положить что-то перед кем, чем. По Этимологическому словарю Гр, Агаряна, пятое значение этого слова – строить. Ацкур , т.о. , означает “построенная поставленная возле Куры (крепость).
Название города-крепости в огрузиненной форме Аскурет(и)илио Сокурет(и) встречается не только у грузинских , но и ярмянских историков начала Xв. Как пишет армянский католикос и историк Ованес V Драсханакертци (898 – 929гг.) в своей “Истории Армении”, армянский царь Ашот Железный Багратуниа со своим братом Абасом, имея 250 воинов, в 921 г. возле крепости Сокурет рaзбил 4000 армию восставших против неe Гугарка братьев Васака и Ашота Гнуни, им же назначенных на эту должность. Кстати, армия у братьев была наемная – из кавказских горцев и солдат Тифлисского арабского амири. Как пишет историк, живым из них не ушел никто, кроме Васака, с немногими воинами укрывшееся в замке Шамшвилде. В конце Xв. (988 г.), как пишет историк Асогик, куропагат Тайка Давид и грузинский царь Баграт обратились за помощью к армянскому царю Смбату в войне против абхазо-грузинского царя Баграта III (внука грузинского царя Баграта). С армянским царем на переговоры в с. Дливек (теперь - Дилиф) Джавахка приехали также молодой царь Абас со своим багряным полком, кннязья Вапсуракана, Сюник, Кюрикии (Албании) со своим войском. В Дливке было заключено перемирие, по которому абхаза-грузинский царь Баграт IIIуступил армянскому царю Смбату замок Сакурет (Ацкур). Армянам замок принадлежал недолго. По условиям перемирия, после смерти Смбата в 990 г. Ацкур снова перешла во владения Баграта III. И гирид , и крепость Ацкур всегда были населены армянами. ВВ дальнейшем здесь обосновались также евреи, грузины и турки. О проживании здесь армян мы узнаем из памятной записи XV в. Хотя сама запись не об Ацкур, в ней упоминается писец Ованес Ацкуреци, который по заказу священника Аствацатура в 1434 г. написал “Толкование стихов католикоса Саргиса Мнорали” и самую памятную запись.
В 1579 г. Ацкур с окружающими его селами, в составе атабекства Самцхе, попал под власть Турции и стал одним из районов Ахалцхийской ливи Гюржистанского вилайета. В 1595 г. здесь была произведена перепись населения, составлен налоговый реестр дымов (семей). Регистре приводятся именапредставителей дымов, в большинстве армянские, “Большой давтар (реестр) Гюрджистанской вилайета С. Джикия перевел с турецкого на грузинский и издал в 1941 г. Ученый не пожалел сил и стараний дабы извратить армянские имена, сделать их грузинскими , а если не удавалось – непонятными.
Как с научной точки зрения, так и наших национальных интересов крайне важно и необходимо сейчас сделать перевод “реестра” с турецкого на армянский, что позвлит уточнить армянские названия сотни армянских сел и тысячи армянских имен.
Во время переписи в Ацкуре насчитали 107 налогоплательщиков (дымов), 2675 жителей (в среднем дым – семья состояля из 25 человек). Как я уже сказал, большинство имен и топонимов армянские:
(1. Купра 2. Манвел, его брат, 3. Вардзел, 4. Мазман, 5. Егия, 6. Геворк и др.). 24 из 61 села необитаемы полностью, во многих насчитывается но 2-3 дыма, в.е. 50-75 жителей. В 37 населенных пунктах (в т.ч. и Ацкур) 435 налогоплательщиков, общее число жителей 10875 человек.
В период турецкого владычества проводилась политика насилственного отуречивания армян-халкедонистов и грузин спасаясь от которой тысячи армян и грузин из Ахалциха, я также Ацкура переселились в Имерети и Картли. Не меньшее количество армян-халкедонитов вслед за местными грузинами приняли магаметанство и отуречились , немалая часть огрузинилась , часть перешла сначала в католичество, а затем также огрузинилась. Но даже при всем этом, по свидетельству грузинского историка и географа Вахушти Багратиона, в I начале XVIII в. “Ацкур город и и большая крепость , которую заселяют месхи, армяне и евреи-торговцы, а властвуют там магаметане…”.
Когда в 1828 г. русские заняли Акалцих, Ацкурскому району в Ахалцихском уезде был присвоен особый статус. В 1830 г. армянское население Ацкура пополнилось переселенцами из Эрзрума.
В 1879 г. по “Актам Кавказской археографической Комисси (см.: Акты… т. 5) “население Ацкура состоит из 178 семей армян, евреев и грузин-суннитов…”.
В 1893м г. В Ацкуре жили 1577 человек, из них 305 армчн, остальные туки, грузины и др. Во всем Аькурском районе было 1709 семей, 14303 жителя. Армян из них было 178 семей, 1810 жителей. В 1907 г. в Ацкуре жили 3531 человек турок и армян. В 1983 г. в селе было 537 семей, 1960 человек армян и грузин. Армяне ходили в грузинскую школу.
В Аскуре было место паломичества – Св. Богоматери. Византийский император Ираклий (Гераклит), придя сюда на богомолье, велел разрушить старую церковь и на ее месте воздвигнуть новый великолепный храм. Он рухнул при землетрясении конца XIIIв. Армянская церковь св. Петра и Павла упоминается с 1830-х гг., на, как справедливо отметил С. Карапетян, здание более древней постройки , т.к. армяне здесь всегда жили в большом числе. Церковь неоднократно , в частности , в 1861 г., пемонтировалось.
При церкви действовала армянская приходская школа.


Артуш САНОСЯН




На главную страницу
Контакты



_______________________________________

Специальный проект АЦ "Митк"
© - 2006 г.
 e-mail
Hosted by uCoz