Откуда был родом Мовсес Хоренаци и
Почему об этом нельзя было говорить



ЛОЖКА ПОЛИТИКИ В БОЧКЕ ИСТОРИИ  


Жизнь и деятельность отца армянской истории всегда была в центре самого пристального внимания ученых, и не только армянских. С течением времени, казалось бы, выяснены все вопросы, поставлены все точки, но за всем этим как-то обойденным остался ответ на самый простой вопрос: а откуда был родом Мовсес Хоренаци, где он родился. Обойденным он был, может, потому, что ответ напрашивался сам собой: конечно же из села с подобным названием. Тем не менее этим вопросом задавались многие и выдвигались самые разные гипотезы.
Специально обращался к этой теме и один из лучших наших филологов и историков академик С. Малхасян в работе "К проблеме М. Хоренаци", напечатанной в 1940 г. в Ереване. Ход мыслей ученого был примерно следующим:
В древнем мире, как и вплоть до 18-19 вв. фамилий, как таковых, не было. Дворяне, князья имели родовые имена по названию владений /Рштуни, Хорхоруни/ либо по имени основателя рода /Багратуни/; простым людям фамилии были ни к чему, ученые, писатели именовались по месту рождения / Хоренаци, Ширакаци, Анеци/, месту деятельности /Григор Татеваци был родом из Тмкаберда, что в Джавахке/, по какой-либо характерной черте /Плуз/. Поскольку отец армянской истории был Хоренаци, дело было за малым: оставалось найти на территории исторической Армении существующее или существовавшее поселение с соответсвующим названием.
По мнению С. Малхасяна, Хоренаци был родом из Сюника. В подтверждение своего мнения он выдвигает следующие аргументы: 1/ Хоренаци хорошо знает Сюникский край,в частности, долину Аракса, по которой ему приходилось неоднократно ездить в Вагаршапат и обратно, 2/ Он хорошо знает историю сюникских князей, 3/ В "Истории" его симпатии на стороне Сюни, к Мамиконянам он относится весьма сдержанно и прохладно, несмотря даже на то, что они - потомки св. Саака, его любимого учителя. Это все понятно и логично. Дальше начинается непонятное: казалось бы, самым убедительным доказательством сюникского происхождения Хоренаци должно быть наличие в крае села, жители которого - хоренаци. Однако, говорит С. Малхасян, село с таким названием неизвестно. Есть с. Хоронк в Тароне, но тогда он должен был быть Хоронаци, а Хоренаци должен происходить из с. с названием Хорен или Хореан. В качестве такого академик приводит село Хореа в Сюнике, в гаваре Абанд. Поскольку в грабаре у части прилагательных имела место редукция конечного -н, / базмадареан - базмадареа, вецачеан - вецачеа/, логично предположить, что название Хореа в 13 в. /когда это село упоминается Ст. Орбеляном/, в 5 в. употреблялось в форме Хореан.
В 4-хтомном Словаре топонимов Армении и сопредельных стран приводится более двух десятков названий сел, близких к требуемому. Это уже упомянутый Хорни /Хоронк, Хореан / в Тароне, Хорани, Хоранис / Ван/ и другие, ни одно из которых,в том числе и упоминаемое С. Малхасяном, однако, не удовлетворяет искомому обязательному условию - их жители, по законам армянского языка, не могут быть хоренаци. На территории исторической Армении есть только одно село, жители которого, армяне, и сейчас называют себя хоренеци/ хоренаци. Это село Хоренеа /Хоренья/ в Джавахке. Знали ли об этом селе С. Малхасян, равно как и А. Манандян, а если знали, почему так упорно не замечали его в своих работах. Во-первых, не могли не знать уже по той простой причине, что оба, будучи джавахкцами, ахалцихцами по рождению, неоднократно проезжали мимо этого села, лежащего по дороге Ереван- Ахалцих. Далее, на с. Хоренеа, как на вероятную родину М. Хоренаци, указывает Г. Ванцян в статье, написанной еще в 1903 г. в журнале "Тараз", как на место, которое "единственное с языковой т. зр. безоговорочно удовлетворяет предъявляемому требованию", добавляя, что надо все лишь узнать, было ли село армянским до 1830 г, или его жители - переселенцы из Западной Армении.
Надо сказать, что в Джавахке, несмотря на все турецкие и грузинские бури и попытки, особенно при советской власти огрузинить армянскую топонику, сохраняется мощный пласт армянских наименований/ Это и Ахл кахак /"замок-город, ключ- крепость/, и сс. Большой и Малый Аракял, Хоренеа/н/, Вачеан, Бакуреан, Вардзевуник /Вардзия/ и др. А сс. Сатха, Сулда, Аспнджак /Аспиндза/, Ацкур указаны еще на птолемеевой "Третьей карте Азии" - карте Армении.
Экспедиция Управления по охране армянских памятников истории и культуры РА под руководством А. Симоняна, работавшая в селе летом 2001 г., обнаружила и описала более двух десятков несомненно армянских памятников разных периодов, начиная с мегалитических /циклопических/ и до 19 в. Среди них церковь Явления Св. Креста /4-5 вв/, по своей архитектуре имеющая несомненное сходство с церквями Цицернаванка и Св, Георгия в Техе /Сюник/, часовня Тух Манук, типичная для армянской христианской культуры средневековья, множество средневековых армянских надгробий. С болью в сердце надо сказать, что нынешнее население села пришлое из соседних - дальних и близких - сел. В 1918 г. турки согнали всех жителей этого села и села Тахча, не бежавших с другими, в овины и сожгли заживо.
Обратимся к другим доводам С. Малхасяна в пользу сюникского происхождения М. Хоренаци. Как известно, он был в числе первых учеников М. Маштоца и С. Партева. Надо полагать, первый "набор" - самых лучших - св. Отцы, не ограничиваясь Массяцотном и столицей, проводили по всей Армении, в том числе и в Джавахке. 17-18-летние ребята тогда уже были отцами семейств, а значит, отбирали малолетних, 8-10 лет, а может, и меньше, наиболее смышленых и восприимчивых к учению. Среди них был и мальчик из с. Хоренеа Мовсес, который в обучении стал Хоренаци. Вряд ли он когда-либо еще побывал на своей малой Родине; по тогдашним временам 200 км. от Вагаршапата до Джавахка были солидным расстоянием, которое без крайней нужды не преодолевали. Мальчик практически всю сознательную жизнь провел в столице и Сюнике; естественно, что он должен был хорошо знать Сюник, долину Аракса и Вагаршапат и сохранить - может быть! - самые смутные воспоминания о Родине, совсем потускневшие со временем. На этом, как понимаете, история кончается и начинается политика.
На этом, как понимаете, история кончается и начинается политика.
Всего этого ни С. Малхасян, ни А. Манандян, ни другие советские ученые не знать не могли. Горько наблюдать, как академик, лауреат Сталинской премии С. Малхасян пытается уйти от явного, кричащего о себе очевидного ответа на вопрос: откуда родом Мовсес Хоренаци, если он, по законам армянского языка, должен быть из села Хоренеа, а село с таким названием есть только в Джавахке
В сооветское время на все публикации и разговоры об армянском Джавахке до 1830 г. был наложен жесткий запрет, так же, как нельзя было хвалить какие-либо вина, кроме грузинских, по той простой причине, что Сталин, этот, по определению Чаренца "взобравшийся на трон царей узколобый тифлисский кинто" был грузином, а следовательно: я хозяин - ты дурак, иначе можно было попасть в лагеря, чего, естественно, боялись все, и в том числе лауреат Сталинской премии академик С. Малхасян.


Раздан Мадоян, к.ф.н.
Университет "Анания Ширакаци"

Источник www.defacto.am

На главную страницу
Контакты



_______________________________________
Специальный проект АЦ "Митк"
© - 2006 г.
 e-mail
Hosted by uCoz